Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Дочитала я "Волшебную гору" Манна, и она оставила меня в глубоком недоумении. Нет, мне довольно много там понравилось, но все перешибает глобальный вопрос: "Зачем все это было надо?" Чтоб не использовать избитую метафору про ружья, автор закидывает удочку с наживкой, а когда рыбка (то есть читатель) клюет и со вкусом ее зачавкивает, просто ничего не делает. Чем закончилась интрига с Клавдией Шоша? Откуда это фантастическое сходство Клавдии с давним школьным товарищем, в которого главный герой был по-детски влюблен, и мистическая перекличка с карандашами (происходи все это в наши дни, можно было бы смело предполагать операцию по перемене пола, но это все-таки 1910-е)? Продолжал ли Ганс навещать обреченных и скрашивать им последние дни? Ничего не сказано. Для чего надо было вводить девочку-медиума, вызывать дух Иоахима и рассказывать, как герой стал "повелителем граммофона", что это дает повествованию?
Наконец, для чего вообще было все это нравственное и умственное развитие героя, если в конце он тупо внезапно пошел на войну (по общему принудительному призыву, что ли? вроде бы никогда воевать не стремился, да и мог откреститься болезнью), и там его автор легкомысленно и бросил: мол, а что было дальше, сами додумывайте. С его болезнью, действительной или мнимой, тоже ничего не понятно, кстати.
Все понятно только с несчастным Иоахимом, которого просто по-человечески жалко.
Врачи там, конечно, феерические. "Туберкулез, знаете ли, есть у всех" (вот "кокки" реально есть у всех, а насчет палочки Коха как-то не знаю). Меня не покидало ощущение, что они всех, кто приезжает, даже просто гостей, стараются убедить, что они больны, и залучить очередного пациента, читай, дойную корову.
Интересно, а зачем там всех так закармливали? Что-то я не припомню, чтобы у чахоточных был какой-то зверский аппетит, даже если предположить, что повышенная температура тела дает ускорение метаболизма.

@темы: книжки